Ноты. Кто и как их придумал

Изобретатель нот Гвидо АреццоПосле передачи мыслей и знаний во времени с помощью письменности встал вопрос о передачи звуков. Конечно, временной интервал между этими изобретениями достаточно большой. Но изобретение нот позволила добиться не меньшего прорыва в культуре человечества, чем открытие письменности.

Множество людей пытались придумать запись звуков на бумаге, но история сохранила имя одного бенедиктского монаха, с которым и связывают это великое открытие. В одном из монастырей Ареццо в итальянской Тоскане обучал исполнению католических песнопений брат Гвидо. В историю сей служитель церкви вошел с именем Гвидо Аретинский или Гвидо д’Ареццо кому как угодно.

Ареццо находится в области Тоскана, центром которой является великая Флоренция. Обучение певчих проходило десять лет, пока брат Гвидо не придумал писать квадратики на нотном стане, состоящем из четырех строк. Как все мы знаем сейчас квадратики округлились, и к нотному стану добавилась еще одна строчка.

Название нотам Гвидо д’Ареццо дал по первым слогам гимна св. Иоанну:
UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum,
Sancte Ioannes.

В переводе с латинского:
Чтобы слуги твои
голосами своими
смогли воспеть
чудные деяния твои,
очисти грех
с наших опороченных уст,
о, Святой Иоанн»

ноты, история нотКаждая строка этого католического гимна поется на тон выше. Ноты разных октав поются одинаково, но на тон выше. Если ноте ля первой октавы соответствует 440 Гц, той же ноте второй октавы в два раза больше 840 Гц.

В шестнадцатом веке ноту Ut, Из-за трудности при воспроизведении переименовали на Do (от латинского слова Господь – Dominus).

Брат Гвидо, благодаря своему изобретению смог сократить обучение певчих в 5 раз. Оно сократилось до 2 лет. На своих уроках Гвидо д’Ареццо учил не только нотной грамоте, но и воспроизведению нот. В современных консерваториях это делают на уроках сольфеджио.

Многие теоретики музыки в средние века пытались запечатлеть музыку на бумаге. В псалмах над текстом ставились специальные пневмы, которые указывали на подъем или понижение голоса, но лишь Гвидо д’Ареццо удалось изобретение простой и понятной многими записи нот, которая с небольшими изменениями дошла до наших дней.

Другие статьи по теме:

Комментарии

Alex, 02.02.2011 06:26
Очень интересно. Кто этим интересуется хочу посоветовать теорию монохорда Пифагора. Он объяснял музыку как эталон гармонии, т.е красоты и самое интересное, что он будучи математиком в конце концов пришел к музыке: "Пифагор говорил своим ученикам, что позвоночник человека похож на свирель, в которой имеется семь отверстий — семь нот. Эти отверстия служат для выхода духа, играющего на позвоночнике. Отверстия называются чакрами. Человек с развитым зрением Третьего глаза видит чакры в виде огромных воронок или вихрей, расположенных перпендикулярно позвоночнику. Восьмая нота, или восьмая чакра висит над макушкой человека на расстоянии 7,23 сантиметра и издает ноту «До» на октаву выше."

Добавить комментарий

Ник (отображаемое имя)
Адрес e-mail (не публикуется)