Смольный собор в Санкт-Петербурге

смольный соборСмольный собор в Санкт-Петербурге, как и большинство архитектурных сооружений спроектированных отцом и сыном Растрелли, стали достопримечательность этого города. Храм, входящий в ансамбль Смольного монастыря располагается на левом берегу Невы. Он, как никакое другое здание в Северной столице нашей страны, олицетворяет собой русское барокко. В нем органично сочетаются древнерусское зодчество и европейские каноны того времени.

Название собору дал смоляной дом, на месте которого был построен первый дворец, в котором выросла дочь Петра I Елизавета. Дворец находился на месте бывшего смоляного производства, которое было необходимо для строящихся неподалеку кораблей. Впоследствии, когда Елизавета задумала провести остаток своих дней в молитвах к Богу, она выбрала именно то место, где прошла ее юность. Как можно понять, с этим местом тесно связана история Санкт-Петербурга.

Б. Растрелли решил указать на возвышенные цели Елизаветы и устремил конструкцию ввысь. Здание располагается в середине монастырского двора и имеет более 93 метров в высоту. Известный архитектор хотел рядом с храмом поместить 140-метровую пятиярусную колокольню, но умер, не доводя своего дела до конца. Завершавшие строительство собора последователи Растрелли не стали возводить такую большую колокольню, сославшись на том, что она не впишется в архитектуру города. Растрелли начал строительство собора в 1748, а отделку внутренних помещений закончили под руководством архитектора Стасова только в 1835 году.

Праздничность зданию Смоляного монастыря придает оригинальное для того времени сочетание голубых стен и белокаменной лепки. По четырем сторонам монастыря располагаются домовые угловые церкви. С высоты птичьего полета комплекс напоминает греческий крест.

Растрелли хотел построить монастырь однокупольным, но Елизавета настояла на том, чтоб он был пятиглавым. Архитектор решился на компромисс, сделав здание пятикупольным, однако над храмом был один купол, а остальные четыре над колокольнями. Причем, главный купол по величине значительно превосходит остальные.

Внутренней художественной отделкой храма руководил Стасов. Он “одел” большой церковный зал в мрамор. Перед алтарями была установлена балюстрада из граненого хрусталя. Сейчас в этом храме находятся иконы А.Венецианова «Введение во храм Пресвятой Богородицы» и «Воскресение Христово».

Сегодня в здании Смольного собора проводят концерты классической музыки, выставки живописи и графики, и научные конференции. Этот комплекс является филиалом музея-памятника «Исаакиевский собор» и является памятником мировой архитектуры.

Другие статьи по теме:

Комментарии

Добавить комментарий

Ник (отображаемое имя)
Адрес e-mail (не публикуется)